RU‎ > ‎Проекты‎ > ‎

МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ «КУБАНЬ»


МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ «КУБАНЬ»


Темпы роста транспортно-перегрузочных мощностей портов России за последние годы составили не менее 12%. При этом на порты Черноморско-Азовского бассейна приходится 35-40% освоенного грузооборота по самой широкой номенклатуре грузов. Однако пропускная способность существующих портов юга РФ ограничена сложившимися грузопотоками, отсутствием в ряде случаев территорий для перспективного развития портов, недостаточной технологической оснащенностью, а так же ограничением глубин, как на подходных каналах, так и у самих причалов.', '

Проект морского торгового порта Кубань

Темпы роста транспортно-перегрузочных мощностей портов России за последние годы составили не менее 12%. При этом на порты Черноморско-Азовского бассейна приходится 35-40% освоенного грузооборота по самой широкой номенклатуре грузов.

Однако пропускная способность существующих портов юга РФ ограничена сложившимися грузопотоками, отсутствием в ряде случаев территорий для перспективного развития портов, недостаточной технологической оснащенностью, а так же ограничением глубин, как на подходных каналах, так и у самих причалов.

Исходя из вышеизложенного, нами предлагается к реализации проект создания в районе Таманского залива нового незамерзающего глубоководного морского порта. Предельно защищенная акватория со свободными от застройки берегами может кардинально решить проблемы развития портовых мощностей на ближайшие 30-40 лет.

Кроме того, создание данного объекта решает проблему сокращения рейдовых перегрузок различных грузов и возможного использования защищенной акватории проектируемого порта в качестве порта – убежища для транспортных судов.

 

Естественные условия участка проектирования п.Кубань

Таманский залив примыкает к западному берегу одноименного полуострова. От Керченского пролива он "отгорожен" подводным валом, соединяющим косы Рубанову (на севере) и Маркитанскую (на юге). Залив вдается в сушу на 16 км, ширина у входа 8 км, глубина 5 м. Берега Таманского залива сложены неустойчивыми горными породами и подвержены сильной разрушительной деятельности моря. На восточном побережье – поселок Сенной, на юге, вблизи входа в залив – станица Тамань.

Береговые участки рассматриваемой территории, представлены пологими и обрывистыми склонами, изрезаны неглубокими оврагами и балками. Прибрежная часть отмелая.

Наличие свободной береговой линии и незастроенной территории, возможность строительства глубоководных причалов и достаточная акватория, обеспечивающая безопасность мореплавания, наличие железнодорожных подходов, отсутствие стесненности в развитии городской застройкой и ряд других факторов создают этому порту явные преимущества в сравнении с другими географическими пунктами.

 

Назначение и состав перегрузочных комплексов

Район перспективного строительства перегрузочных комплексов нового порта расположен в Таманском заливе Краснодарского края Российской Федерации, в районах косы Чушка и дамбы Тузла.

Укрупненный анализ перевозок грузов морским транспортом через порты России за последние 5-7 лет показывает, что существует тенденция роста нескольких групп экспортных и транзитных грузов. К ним следует отнести: нефть, газ и нефтепродукты, навалочные грузы (уголь, руда), металлогрузы (в основном, металлопрокат), химические удобрения, лес, зерно, и особенно, контейнеры. Так же планируется в перспективе создать пассажирский терминал в корневом участке дамбы Тузла, базу стройиндустрии в районе проектируемого нефтяного комплекса, базу МЧС и морспецформирования на косе Чушка.

Применительно к порту Кубань перспективными грузами, которые потребуют строительства перегрузочных комплексов, являются зерно, газо- и нефтегрузы, минудобрения, лес, контейнеры, уголь, металлогрузы, навалочные грузы.

Комплекс сооружений проектируемого порта предполагается разместить и возводить согласно следующей схеме:

- комплекс сооружений, относящихся к I очереди строительства – район косы Чушка;

- комплекс сооружений, относящихся к  II  очереди строительства – район дамбы Тузла;

- комплекс сооружений  яхт-клуба  и курортной зоны – между г.Тамань и корневым участком дамбы Тузла.

 

Длина причального фронта и грузооборот предполагаемых ПК.

№ п/п

Наименование ПК

Длина причального фронта, м

Грузооборот, млн. т/год

1

ПК (зерно)

600

8,0

2

СПК нефтегрузов

560

7,5

3

СПК руды (морские суда)

850

6,0

4

СПК руды (суда типа река-море)

650

1,8

5

ПК генгрузов

1475

8,0

6

СПК контейнеров

1950

2,5

7

СПК угля и кокса (морские суда)

545

6,0

8

СПК угля и кокса (суда типа река-море)

650

1,8

9

СПК бокситов

490

5,0

10

СПК газа

480

2,0

11

Паромный комплекс

600

8,0

12

Пассажирский комплекс

1025

 

13

База МЧС и морспецформирования

150

 

14

База стройиндустрии

939

 

15

ПРДС

 

 

16

Судостроительный и судоремонтный завод

3350

-

17

База разделки судов

1315

-

18

Причалы ВМФ

3425

-

 

ИТОГО

 

 

  

Расчетные типы судов. Исходя из ожидаемого объема перевозок и характера грузов на экспорт и в транзите, предполагается использование крупнотоннажного транспортного флота типа СН-80 и «Панамакс», а также судов СН-50 и более мелкого флота, которые определяют параметры и требования гидротехнического берегового строительства.

Дноуглубительные работы. В районе предполагаемого строительства нового порта требуется выполнить дноуглубительные работы:

1) подходной канал Черное море – Таманский залив (глубина 16,0м);

2) соединительный канал Таманский залив – Азовское море (глубина 7,0м);

3) сопряжения колен каналов;

4) акватории у причалов на дамбе Тузла (от 6.0 до 16.0м);

5) акватории у причалов на косе Чушка (от 7.0 до 16.0 м);

6) якорные стоянки в Таманском заливе по трассе канала (7,0м).

Общий объём дноуглубительных работ составляет порядка 235 млн.м3.

Значительная часть грунта, получаемая от дноуглубления, может быть использована для образования территорий возводимых комплексов.

Работы по дноуглублению и образованию территории будут выполняться одновременно.

Заносимость каналов ожидается незначительной ввиду их выгодной трассировки.

 

Проектом предусматривается создание:

- новых ж/д развязок с учетом существующих;

- строительства собственной ТЭЦ для обеспечения нужд проектируемых комплексов;

- историко-мемориального комплекса и музея археологии на отведенной территории.

 

При проектировании и строительстве нового порта следует учесть обязательный этап подводно-технических работ, направленных на выявление и извлечение потенциально взрывоопасных элементов.

Срок окупаемости проектируемых комплексов принят по объектам аналогам и может колебаться в пределах 7-10 лет и зависит от ряда факторов.